Афины. Столица Греции расположена в южной части страны, месте, где встречаются Аттика с Пелопоннесом.
Посещение залитой солнцем Греции считается настоящим паломничеством в места истоков европейской культуры. Руины древних храмов, дворцов и крепостей в Афинах для нас является большим, чем груда развалин. Они служат для нас напоминанием о великом греческом наследии, проявленном не только в скульптуре и архитектуре, но и в области лингвистики, науки, политике и спорта.
Мир впитал в себя огромное влияние древней Греции. Это родина демократии, первых олимпийских игр и сотен определений, понятий и слов, которые европейские языки используют по сей день.
Мы зачарованно смотрим на фрагменты древнейшей скульптуры, потому что в ней выражен античный идеал красоты. Свои глубокие корни в древних Афинах имеют философия и литература, театр и историческая наука.
Самой известной достопримечательностью города является Акрополь, увенчанный прекрасными столбами Парфенона. Этот величественный комплекс сооружён на вершине 156-метровой горы. На её южном склоне мы можем найти останки двух театров: Диониса и Одеона.
Ворота Бела, ведущие к Пропилеи, были названы в честь французского археолога Эрнеста Белла. Который открыл миру эти врата, напоминающие турецкий бастион. Две массивные башни изначально были построены во времена римской империи и позднее расширены турками. Линии лестниц разделены террасой. Мраморное покрытие лестницы в настоящее время находится на реконструкции. Это обусловлено тем, что раньше здесь случались аварии во время подъёма туристов.
Одеон был построен известным и богатым покровителем Афин в память о своей покойной молодой жене. Строение спроектировано в соответствии со стандартами римского театра. Театр когда-то был богато украшен мрамором и мог вместить около 6000 зрителей. Его руины были кропотливо восстановлены и в настоящее время, в сентябре каждого года, здесь проводится фестиваль.
На левой стороне террасы стоит огромный столб. Мраморный мемориал был построен во 2 веке до нашей эры в честь Випсания Агриппы, зятя императора Августа. Плиту когда-то поддерживали четыре лошади с военной колесницей из бронзы, но это было, к сожалению, утрачено.
Пропилеи являются входом в Акрополь. Это достойная увертюра перед тем, как вы увидите фантастический мир, окружающий вас. Ворота возникли по приказу Перикла и спроектированы Фидием. Однако их строительством начал заниматься архитектор Мнесикл, потому что к этому времени Перикл оставил Афины. Сами ворота имеют пять проёмов для прохода, причём средний, предназначающийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других – чуть более 4 метров.
«Он существует и выглядит так, как нас учили в школе!» – воскликнул Зигмунд Фрейд, когда впервые увидел Парфенон. Парфенон не только характерная черта Акрополя, но и неоспоримо главное достижение античного мира, благодаря скульптурным украшениям представителей фидийского стиля.
Строительство этого храма, совершенной красоты, началось в 447 году до нашей эры под руководством Иктина и Калликрата. Это было первое строение, полностью выполненное из мрамора. Скульптурные фигуры были выполнены Фидием – величайшим мастером своего времени. По периметру расположено 8 колонн в коротком фасаде и по 17 колонн в каждом длинном. Высота колонн 11 метров. Диаметр их нижнего разреза 1,8 метра.
В целле красовалась колоссальная статуя Афины – 12 метров. Богиня была представлена стоящей в простой, но величественной позе в панцире, с эгидой на груди. У её ног находился щит, слегка прислоненный к левой ноге. Вся статуя была исполнена на деревянной основе из чистого золота и слоновой кости, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Судьба этой статуи трагична – она была вывезена в Константинополь, приблизительно в 5 веке, где и погибла, возможно, во время четвёртого крестового похода.
Варварское отношение к Парфенону прекратилось только с созданием независимого греческого государства.
Про Парфенон когда-то было сказано: «Это место, где совершенство существует, облачённое в мрамор». «Похоже, что весь храм поёт!» – восторженно воскликнул Гёте. «Вот кто действительно понимает о величайшем искусстве, проводя параллель между произведением архитектуры и поэзии» – сказал немецкий писатель Эммануил Гейбл. Разные знаменитые поэты и писатели от Геродота до Шатобриана, от Байрона до Хедерлина восхищались Акрополем и Парфеноном.
К сожалению, в XXI веке нам остались только голые остова колонн. Но множество произведений искусства, живописи, графики, фрагменты скульптур помогают нам представить былое величие и славу, а также блеск мраморных полов и позолоченных солнечных щитов с бронзовыми гирляндами.
В современную эпоху реконструкция Парфенона началась с восстановления колоннады, которая была частично уничтожена во время землетрясения в 1894 года. Весной 1905 года здесь состоялся международный конгресс археологов и наиболее срочные восстановительные работы были завершены уже к 1930 году.
В 1975 году ЮНЕСКО начала глобальную работу по сохранению исторических памятников, и с тех пор туристов не допускают в колоннады, и даже воздушное движение находится в стороне от Акрополя.
Эрехтейон – самое таинственное сооружение в Акрополе. Название происходит от имени древнего царя Эрехтея, который похоронен здесь. Поскольку здание должно было служить сразу нескольким целям, оно было спроектировано как сложное сооружение с двумя главными входами – северным и восточным, каждый из которых имел портик, покоившийся на ионических колоннах. Дверной проём северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времён Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик кор, архитрав который поддерживают мраморные кариатиды – шесть женских фигур, несколько больше человеческого роста.
С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.
Эта жемчужина архитектуры, созданная в ионическом стиле, была завершена после смерти Перикла, но Эрехтейон, несомненно, был органической частью его плана реконструкции Акрополя. Музей Акрополя был основан 1878 году и расположен под землёй, чтобы не нарушать пространство. Бесценные метопы, фризы, статуи, рельефы сохраняются в музее, а также то, что не было расхищено или унесено в музеи разных стран мира.
Нашему вниманию представлена выставка коллекции древних статуй, которые были спрятаны под землёй во времена персидских войн. Среди известнейших экспонатов музея считается Масхофор. Датируется эта скульптура 6 веком до нашей эры и представляет собой мужчину с тельцом на плечах. Она отображает культ богини Афины тех времён, когда в качестве жертвоприношений в храме закалывали телёнка. Также стоит отметить мраморное изображение Александра Великого, гигантское туловище Посейдона и статую священной птицы Афин.
В зале №4 мы можем видеть древнейшие конные статуи работы Фетима. Мраморные псы настороженно смотрят на посетителей, охраняя жертвенный алтарь.
Два тимпана из Парфенона были частично восстановлены. Однако многие детали бесследно пропали без вести, поэтому они были заменены другими, выполненными на основе предположения.
Среди экспонатов музея – кариатиды, статуи жриц, которые поддерживали свод Эрехтейона. Они воспевают торжество женственности и молодости. Неудивительно, что они попались на глаза Томасу Брюсу, седьмому графу Эльджина.
Британский посол в Турции собрал распадающиеся статуи Акрополя и отправил их в Британский лондонский музей. Эта коллекция названа «Мраморы Эльджина» и экспонируется рядом с Розеттским камнем, носом Сфинкса и другими реликвиями Древнего Египта.
Ну, а, приблизительно, 75-метровый фриз секции Парфенона размещён здесь. 15 метоп можно найти на сайте Британского музея, 1 – в Лувре, а 41 всё ещё находится на первоначальных местах. Фрагментарные образцы выставлены в музее Акрополя и в национальном Афинском музее.
На склонах холма, в дополнение к плато Акрополя, расположены некоторые сооружения, такие как театр Диониса. Он построен, приблизительно, в 330 году до нашей эры и был преобразован несколько раз в последующие времена. Здесь разыгрывались театральные драмы, трагедии, комедии, а также проводились официальные церемонии и народные собрания.
Следующая статья: Экскурсии по Афинам, Греция. Часть 2.
Оставьте такой комментарий, который будет полезен другим пользователям, пожалуйста, не пустословьте, не спамьте и не флудите. Если вы авторизуетесь и укажите ссылку на свой сайт или на профиль в соц. сети, то эта ссылка будет активна. Все комментарии модерируются.
Узнавайте об акциях компаний своего города вовремя и экономьте свои деньги!
На правах рекламы
Туристическое агентство «Эль-Тур»На правах рекламы
Агентство путешествий «Краски мира»